Если ребенок живет с чувством безопасности,                           

он учится доверять себе.

Если ребенка принимают, он учится любить.

Если ребенка признают,

он учится ставить перед собой цели.

Если ребенка одобряют, он учится любить себя.

Если ребенок живет с дружелюбием,

он узнает, что мир хорошее место для жизни!

                                                     Т. Джинот

 

1.      Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость.

2.      Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учиться, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3.      Избегайте чрезмерных требований. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

4.      Составьте с ребенком распорядок дня, следите за его выполнением.

5.      Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен услышать ласковый голос и увидеть вашу улыбку. Не подгоняйте с утра. Не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

6.      Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

7.      Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.

8.      Ни в коем случае не прощайтесь предупреждая «Смотри не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!», и т.п. Пожелайте ребенку удачи. Подбодрите , найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

9.      Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов. Не спрашивайте ребенка все и сразу.Дайте расслабится, (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделится чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте , это не займет много времени.

10.      Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

11.      Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопится с выводами.

12.      После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы 2 -3 часа отдыха, хорошо бы полтора поспать для восстановления сил.

13.      Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15 -20 минут занятий необходимы «переменки»,лучше, если они будут подвижными.

14.      Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон поддержка ( «Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.

15.      Найдите  (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

16.      Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его школьных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

17.      Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее. Быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников( 3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третье четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

18.      Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы. Постарайтесь справится с ними в первом классе. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

19.  Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой!» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности. Не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.

20.  Учение – это не легкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.