«РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАЩИЩЕН ОТ ВСЕХ ФОРМ НЕБРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ, ЖЕСТОКОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ».
ПРИНЦИП 9 ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА (20 НОЯБРЯ 1959 ГОДА)
Жестокое обращение с детьми - действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб 
физическому или психическому здоровью ребенка.
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Домашнему насилию подвергаются дети любого возраста. 
- 67% детей, которые подвергались насилию, были младше одного года,
 - 80% младше трех лет.
 Случаи насилия над ребенком в прошлом: 
По статистике 50% насилия повторяется.
В 10% случаях насилия - смертельные исходы.
 Кто обижает детей? 
  •  77% обидчиков - родители ребенка,
  •  11% - родственники жертвы
  • 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком ( например, няни, не родные родители).
  • 10% всех обидчиков детей - это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком.
Формы насилия над ребенком? 
  • отсутствие заботы;
  •  физическое насилие;
  •  сексуальное насилие;
  •  эмоциональное давление;
  • Использование детей для установления контроля над взрослыми
  Отсутствие заботы 
  • Физическое невнимание к ребенку выражается в отказе ему медицинской помощи, ребенка могут выгонять из дома, 
    или же наоборот, не выпускать ребенка из дома, держать его взаперти и не давать ему питаться.
  •  На образовательном уровне насилие заключается в том, что родители позволяют ребенку постоянно прогуливать 
    школу, над ребенком нет никакого контроля, родители также не позволяют ребенку участвовать в каких-либо школьных 
    мероприятиях, или родители не обеспечивают ребенка всем необходимым ему для занятий в школе.
  •  Эмоциональное невнимание к ребенку выражается тем, что ему не предоставляется необходимая психологическая 
    помощь, родители избивают друг друга в присутствии ребенка, употребляют наркотики или алкоголь.
Физическое насилие 
  • Намеренное нанесение физического вреда ребенку. Ребенка бьют и наносят ему увечья. У родителя или того человека, 
    который заботится о ребенке, может не возникать намерения причинить ребенку вред, однако, такие увечья ребенок 
    может получить в качестве физического наказания или излишних дисциплинарных мер по воспитанию ребенка.
Сексуальное насилие 
  • Сексуальное насилие - это такая форма насилия, при которой ребенка склоняют к генитальному, анальному или оральному 
    видам контакта. Такие акты насилия могут быть, когда ребенок одет или неодет. К так называемым актам насилия над ребенком 
    «без прикосновения» относятся проституция или детская порнография.
  • Это третья по частоте встречаемости форма насилия, о которой сообщается. Но как считают эксперты, о таком виде насилия 
    часто не сообщается из-за страха или ввиду каких-либо других причин.
Эмоциональное давление 
  • Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
  •  Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
  •  Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
  •  Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка,
  •  Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  •  Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  •  Является самой распространенной среди всех форм насилия над ребенком. Считается, что о такой форме насилия чаще 
    всего не сообщается из-за недоказанности и неподтвержденности данных.
Использование детей для установления контроля над взрослыми 
  • Использование детей как заложников;
  • Принуждение детей к вовлечению в физическое или психологическое насилие над взрослой жертвой;
  • Борьба за родительские права с использованием манипуляций над детьми
Факторы , побуждающие человека к насилию над ребёнком 
  • Детство обидчика. Примерно 20% тех, кто совершал насилие над детьми, в детстве также подвергались избиениям и другим 
    формам насилия.
  • Употребление обидчиком алкоголя или наркотиков: дети, у которых родители пьют, в 4 раза больше подвергаются насилию 
    со стороны родителей, в 5 раз повышается риск их избиения, в 10 раз - эмоционального насилия, по сравнению с теми детьми, 
    у которых родители не пьют.
  •  Семейный стресс: разрушение семьи может стать причиной насилия над ребенком.
  •  Социальные факторы: Упадок моральных ценностей или чрезмерное насилие, которое освещается по телевизору, 
    Интернету или в газетах.
 Немного статистики 
  • Насилие в телевизионных программах (СМИ) увеличилось на 100% с 1980 года. В самое удобное для зрителей телевизионное 
    время в течение одного часа показывается до 14 сцен насилия и жестокости.
  • Среднестатистический ребенок (за все время обучения в школе, 9-11 лет) видит по телевизору 8 тыс. убийств и 100 тыс. актов 
    насилия. Как результат каждые 24 минуты в мире совершается убийство. Каждые 10 секунд - кража со взломом. Каждые 7 минут - 
    изнасилование!
  • 2/3 из числа злоупотребляющих алкоголем или наркотиками подвергались сексуальному насилию в детстве.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье
  1. уход в религиозные секты;
  2. объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  3. агрессивное, преступное поведение детей;
  4. сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего 
    насилия и др.
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:
  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; 
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью; 
  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; 
  • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям. 
1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в 
дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети 
обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.
2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. 
Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.
3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь 
добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия 
пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.
4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка 
за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны в 
следовании правилам. Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого 
(пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).
 5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная 
практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – 
примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. 
Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.
7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным. Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого
 поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, 
попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул 
или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не 
должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они 
поступают правильно и делают хорошие вещи.
8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять 
своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются 
принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны 
быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой 
собственный хороший выбор.
9. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, 
остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.
10. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего малыша – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни 
в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать? Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь 
за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, 
успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 
5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.
11. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». Вы таким образом даете понять ребенку, что его 
эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в 
нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких 
случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите 
его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится.
Как родителям научиться контролировать негативные эмоции
  • Выпейте что-нибудь холодное, умойте лицо холодной водой.
  • Смените обстановку
  • Физические упражнения
  •  Тренируйте «здоровый пофигизм»
  • Запишите свой ​​гнев.
И только потом переходите к обсуждению того чем вы недовольны. 
Какое поведение ребенка может спровоцировать насилие со стороны чужого взрослого? 
  •  Слишком послушные. Как правило, это дети (или взрослые, выросшие из этих детей), которым родители, длительное время внушали, что надо 
    всех слушаться. И ни в коем случае им не перечить!
  •  Слишком хорошие. Это люди (чаще девочки), которым важно, чтобы никто не подумал о них плохо.
  •  Слишком закомплексованные, которые испытывают устойчивые трудности установления отношений с окружающими, склонные к изоляции 
    и самоизоляции (изгои), замкнутые люди.
Правила личной безопасности 
 ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ, ЧТО НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ:
  • подходить к незнакомым взрослым ближе чем на метр, особенно если они находятся в автомобиле;
  • входить в лифт с незнакомым взрослым или заходить одновременно с ним в подъезд;
  • одиночку идти со взрослым – как незнакомым, так и малознакомым, как в знакомое, так и в незнакомое место под любым предлогом: посмотреть
    /взять в подарок/помочь вылечить щенка или котенка, взять пакет для папы, помочь в какой-то хозяйственной мелочи, проводить и показать улицу 
    или дом;
  • садиться в машину со знакомыми, и тем более незнакомыми, даже если они сообщают, что «папа/мама в больнице и тебе срочно нужно приехать» 
    (надо объяснить ребенку, что сначала неплохо бы папе/маме позвонить и выяснить, все ли с ними в порядке, а если дозвониться не удается – 
    поехать с хорошо знакомым взрослым, лучше – женщиной: соседкой, мамой школьного приятеля);
никому, кроме доктора на приеме (с согласия и в присутствии родителей) нельзя позволять себя трогать за половые органы; и тем более нельзя трогать 
никого из взрослых или более старших ребят, даже если они об этом попросили и даже если заявляют, что «все дети делают это» или, напротив, «сейчас 
ты узнаешь то, что не знает и не умеет еще никто из твоих ровесников».
​ Быть родителями – значит, все время учиться ими быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и 
им стать ближе друг другу.

Важно чтобы воспитание не только не портило нас, главное, чтобы оно меняло нас к лучшему.